Эмоции сотрудников волнуют лишь 6% работодателей

10.01.2017

Хроническая усталость, переработки, работа допоздна и, «как выход», депрессия на рабочем месте — нередкое явление, но лишь 6% работодателей реально обращают внимание на эмоциональное состояние сотрудников. К такому выводу пришли эксперты проекта «HR Lab. — Лаборатория HR Инноваций», проведя исследование для аналитического центра «АльфаСтрахование».

Специалисты провели опрос руководителей 100 российских компаний с оборотом от 100 млн руб. в год и пришли к выводу, что только 6% организаций обращают внимание на эмоциональное здоровье сотрудников и предпринимают меры, помогающие им бороться с депрессией. В 64% случаев начальство, замечая подавленное состояние подчиненных, лишь советует взять несколько дней отдыха, чаще всего за свой счет. Остальные 30% считают эмоциональную подавленность личным делом сотрудника — по их мнению, она никаким образом не должна отражаться на его работоспособности.

По данным ВОЗ, депрессия стала главной причиной нетрудоспособности во всем мире и имеет существенные экономические последствия. Специалисты Колумбийского университета (США) назвали позицию менеджера среднего звена наиболее подверженной депрессии. По итогам исследования, в котором приняли участие 22 тыс. человек, выяснилось, что среди владельцев бизнеса и руководителей депрессией страдают 10% человек, среди среднего звена — 18%, низшего звена — 12%. Европейским же компаниям депрессия сотрудников обходится в $130 млрд ежегодно.

При этом есть простые способы разрядить обстановку в коллективе и придать ему благоприятный вид. Компании, заботящиеся о сотрудниках, проводят лекции о здоровом образе жизни и выделяют время на пятиминутки здоровья и производственную гимнастику. Кроме этого, становятся более популярными комнаты для релаксации, помогающие снять накопившийся стресс корпоративные занятия йогой, совместные выезды на тим-билдинги. Некоторые компании нанимают психолога, к которому всегда можно обратиться и получить консультацию в сложной ситуации, а также специалиста по организации рабочего времени.

В последние годы внимание российских компаний к здоровью сотрудников растет. Внедрение профилактических программ помогает работодателю снизить затраты на производство, повысить доверие к организации на рынке, улучшить ее имидж, увеличить лояльность сотрудников к компании и развить их креативность. Высокую активность в сфере healthcare management проявляют такие компании, как ОАО «РЖД», ГМК «Норильский никель», «КАМАЗ», ОАО «Новокузнецкий металлургический комбинат», табачная фабрика «Петро», «Билайн», ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» (ММК), Сбербанк и др.

«Когда на первом месте стоит повышение эффективности бизнеса, психическое состояние сотрудников отходит на второй план, но высокие нагрузки, вкупе со страхом за завтрашний день и сложностями в нахождении общего языка с начальством или коллегами могут привести людей к стрессу, эмоциональной подавленности и, в итоге, к депрессии. Эффективность такого сотрудника падает в разы. Однако снижение работоспособности в большинстве случаев только подстегивает гнев начальства, а формирующаяся из-за этого в коллективе нездоровая атмосфера недовольства и придирок влияет и на других работников. В результате организация несет имиджевые и финансовые потери, — говорит Егор Сафрыгин директор департамента маркетинга „Медицина“ группы „АльфаСтрахование“. — Поддержание здоровья на рабочем месте должно иметь первостепенное значение, поэтому наша компания разрабатывает и успешно внедряет программы управления здоровьем, которые помогают как повысить эффективность сотрудников, так и привести в норму их психологическое состояние».

Проект «HR Lab. — Лаборатория HR Инноваций» в партнерстве с бизнес-журналом Harvard Business Review Россия, Ассоциацией менеджеров России и порталом HeadHunter работает с марта 2016 г. Проект ориентирован на HR-директоров, специалистов в области управления персоналом, собственников и генеральных директоров компании. Его главная задача — поиск и аккумуляция всех необходимых инструментов, компетенций и практик для успешной работы с персоналом в условиях турбулентного рынка.